Нет временно или совсем, например, когда:
товар снят с производства;
поставка товаров задерживается на определенный или неопределенный срок.
Казалось бы, нет никакой проблемы в том, чтобы удалить с сайта товары, которых нет в наличии. Но это серьезная ошибка! Удалить с сайта карточку товара для владельца интернет-магазина значит добровольно отказаться от целевого лида с органической выдачи.
В оффлайне хорошие продавцы обычно предлагают товары-аналоги для тех продуктов, которых нет в наличии. В онлайне действуют те же принципы — хороший интернет-магазин всегда предложит альтернативы, чтобы удержать трафик.
В этой статье расскажем, как лучше всего организовать работу в подобных ситуациях. Рассмотрим с точки зрения SEO наиболее распространенные ошибки при работе с неактуальными товарами на сайтах интернет-магазинов и разберем, что с ними делать в разных случаях.
Как только товар снят с продажи, его карточку просто удаляют с сайта, а пользователь видит сообщение с 404 кодом ответа сервера — страница не найдена.
Хорошо, если 404-страница грамотно оформлена, например, содержит ссылку на главную страницу — так есть вероятность, что пользователь задержится на сайте.
Пример интересно оформленной 404 страницы, которая предлагает пользователю ознакомиться с основными разделами интернет-магазина
Но не факт, что после этого он начнет искать в каталоге нужный ему товар или аналог. Зачем это делать, когда в выдаче было еще несколько сайтов конкурентов, у которых наверняка этот товар есть? Так подумает пользователь и закроет вкладку с вашим сайтом.
Это относится к сайтам, которые находятся в топ-10 или близко к топ-10, и собирают хороший трафик. Что делать со страницами, которые далеки от топ-10, подробнее написано дальше.
Вне зависимости от того, насколько часто обновляется ассортимент, для неактуальных товаров необходимо указывать, что их нет в наличии, потому что в индекс может попасть страница с некорректным статусом (например, проиндексируется страница, на которой указано, что товара нет в наличии, но по факту он есть), что введет в заблуждение пользователей.
На схеме видно, что поиск аналога на сайте с 404 ошибкой вместо карточки потребует от пользователя больше усилий, чем просто вернуться в выдачу и поискать аналог у конкурентов
Кроме того, если пользователь уйдет с сайта менее, чем через 15 секунд, тем самым он повысит долю отказов. Чем выше число отказов, тем хуже поведенческие факторы вашего сайта. Чем хуже поведенческие факторы, тем ниже ваш сайт в поисковой выдаче.
Поэтому такой подход не стоит использовать.
В отличие от предыдущего случая пользователь попадает на главную страницу вместо страницы с товаром. Но проблема остается — искать нужный или аналогичный товар, начиная с главной страницы, дольше, чем перейти из выдачи на другой сайт.
Ну и, по аналогии, увеличится показатель отказов.
Принудительные редиректы обычно ничего кроме раздражения и непонимания не вызывают, особенно, когда пользователь помнит о том, что в поисковой выдаче было несколько сайтов, на которых искомый товар может быть в наличии
Есть и такая практика — просто добавляют надпись «Нет в наличии» в карточку неактуального товара.
Ситуация может развиваться по-разному, и вот какие ошибки бывают:
Написали, что товара нет в наличии, но оставили активной кнопку «Купить».
Так делать нельзя, если не хотите запутать пользователя. Представьте, как он огорчится, когда уверенность в наличии товара все-таки победит, он оформит заказ, а потом ему перезвонит менеджер и скажет, что товара в наличии нет.
Пример правильного оформления в категории карточек товаров, которых нет в наличии — у них вообще нет никаких конверсионных кнопок
Написали, что товара нет в наличии очень мелким шрифтом, желтыми буквами на белом фоне или где-нибудь около футера. Ну или вообще не написали.
Пример, в котором вообще ничего не указано о наличии товара — как думаете, продолжит ли пользователь смотреть товары на этом сайте дальше?
Написали, что товара нет в наличии и не предложили никаких альтернатив пользователю.
Конечно, он может сам поискать аналог: перейти в меню, покликать по ссылкам, заглянуть в блоки «Товары из этой категории», «Рекомендуемые товары» или тегирования (ссылки на списки товаров, объединенные общим признаком по какому-либо тегу, например, табуретки «деревянные», «круглые» и так далее).
При условии, что все это вообще есть на сайте.
При условии, что у пользователя будет время на это.
В этом примере указали информацию о том, что товара нет, предлагают уточнить о поступлении товара, сделали хлебные крошки и ссылку на раздел, но при этом название производителя некликабельно, а также нет ссылок на аналоги
Итак, мы познакомились с типичными ошибками при работе с неактуальными карточками товаров. Теперь сформируем пул действий, которые без вреда для SEO и пользователей помогут грамотно решить вопрос с устранением карточек товаров.
Нужно скрыть или сделать неактивными в карточке товара кнопки «Купить», «Купить в 1 клик» и так далее — убрать любую возможность перемещения товара в корзину пользователем.
Явно указать, что товара нет в наличии. Нет, вот так: НЕТ В НАЛИЧИИ. Для такой надписи приветствуются крупный шрифт и яркие цвета. Размещать надпись нужно на первом экране. Правильное решение — в самой карточке товара, которого нет в наличии, кнопка «Купить» неактивна.
Предложить аналог. Прямым текстом написать, что товар больше не выпускается, но на сайте представлены новые аналоги, которые можно купить. Соответственно, оформить на каждый из предложенных аналогов ссылки.Пример правильного решения — на первом экране указано, что товар распродан и сразу же под описанием товара предлагается аналог, который есть в наличии и можно купить
В разделе, к которому относится неактуальный товар, карточку необходимо скрыть от пользователей или переместить в самый конец списка. Нужно сделать так, чтобы на карточку неактуального товара можно было попасть только по прямой ссылке.
Так вы не акцентируете внимание пользователей на том, что некоторых товаров нет в наличии. Кроме того, поисковые роботы сканируют код страниц от начала до конца. Если в начале сканирования робот найдет товары, которых нет в наличии, то сочтет сайт малополезным для пользователя, а значит покажет в выдаче ниже конкурентов.
Важно следить за количеством товаров, которых нет в наличии — нежелательно, чтобы в категории таких товаров было много. Это может отрицательно повлиять на коммерческие факторы ранжирования. Поисковая система, обнаружив слишком большое количество товаров, которые нельзя купить, может посчитать сайт коммерчески не полезным для пользователя, из-за чего будет ранжировать его ниже конкурентов.
При возникновении ситуации, когда в категории преобладают товары, которых нет в наличии, необходимо оценить трафик, который собирали карточки этих товаров — если он существенно мал, то можно такие карточки удалить, то есть. настроить на таких страницах 404 ошибку.
Но перед этим нужно проверить, нет ли внешних ссылок на эту страницу в соцсетях или на форумах, так как пользователи будут переходить оттуда на несуществующую страницу. Нашли внешние ссылки? Тогда убираем на странице кнопки покупки, явно указываем, что товара нет в наличии и ставим ссылки на ближайшие аналоги.
Но намного эффективнее добавить в эту категорию соответствующие новые товары — это поможет уравнять, а то и увеличить соотношение товаров в наличии к товарам, которых нет.
При работе с интернет-магазином необходимо помнить — чем больше у сайта товаров в конкретной категории, тем больше у него шансов быть в выдаче выше конкурентов.
Нужно проделать те же действия, как и в случае, когда товар снимается с продажи насовсем, исключением может быть разве что наличие правильной кнопки. Купить товар у пользователя не получится, поэтому кнопку «Купить» нужно убрать или сделать неактивной. Дать точную информацию клиенту о том, когда появится товар, тоже не получится, поэтому кнопка «Узнать о поступлении товара» в этом случае тоже не подходит.
Если товар может быть изготовлен и доставлен по индивидуальному заказу клиента, можно сделать в карточке товара кнопку «Заказать», после отправления заявки с которой клиент сможет обсудить с менеджером детали заказа.
В такой ситуации не нужно скрывать продукт от пользователей или перемещать его в конец списка товаров, но нужно указать что товара нет в наличии. Если есть точная информация о сроках поставки, например, что товар придет через N дней, то можно указать и в карточке товара, что поступление ожидается через N дней.
Нужно дать клиенту возможность первым узнать о поступлении товара. Достаточно добавить в карточку форму обратной связи «Узнать о поступлении товара» с функционалом, напоминающим подписку. Пользователь отправляет через форму заявку, а на указанный им email или другой способ связи приходит оповещение о том, что выбранный товар поступил на склад магазина.
Подводя итог, отмечу, что важно оценивать продвигаемый сайт не только как владелец, маркетолог, разработчик или SEO-специалист, но и как обычный пользователь, которому нужно что-то на этом сайте купить. Порой такой подход позволяет выявить и исправить многие ошибки.