Чтобы выработать стратегию продвижения, нужно проанализировать свой сайт и сравнить его с сайтами конкурентов. Обычно таким анализом занимается SEO-подрядчик на старте работ, но мы знаем, что среди вас есть пытливые умы, которым интересно провести такой анализ самостоятельно и глубже погрузиться в процесс развития сайта.
Подойдет маркетологам, собственникам бизнеса и новичкам в SEO.
Как видно из названия, для такого анализа нам понадобится готовое семантическое ядро — набор ключевых фраз, отражающий тематику сайта по всем интересующим направлениям работы. Ядро можно запросить у ваших специалистов по продвижению или собрать самому. Чем больше список фраз и чем детальнее он проработан, тем точнее будет результат.
Для детального анализа фразы нужно разделить на сегменты по видам деятельности или товарным группам. В ядро включайте только коммерческие запросы, информационные запросы для оценки не годятся (коммерческие запросы обычно содержат слова-маркеры «купить», «цена», «стоимость», «заказать» и т.д., а информационные - «как», «почему», «скачать» и т.д.).
В первую очередь по всем подобранным запросам выпишите первые 10 сайтов из поисковой выдачи Яндекса (рекламу выписывать не надо). Это можно сделать вручную, если запросов немного или можно воспользоваться специальными сервисами, например, «Снимки» Топвизора. Сервис платный — около 7 копеек за запрос.
Выгружаем топ-10 по каждой фразе в таблицу и считаем сколько раз в топе находился тот или иной сайт. Нужно считать только те сайты, тип которых соответствует типу вашего сайта: если у вас интернет-магазин, то среди всех сайтов мы оставляем только их, если услуговый — только услуговые. Информационные сайты, блоги, форумы, соцсети и сервисы поисковых систем в расчетах участвовать не должны.
Вы занимаетесь продажей металлопроката, в том числе и профнастила. Из семантического ядра нужно выбрать только коммерческие запросы, связанные с профнастилом. Это будет ваш сегмент «профнастил».
Его можно делить на более узкие сегменты, в которые будут входить, например, такие фразы: «оцинкованный профнастил», «кровельный профнастил» или «профнастил для забора». Их, в свою очередь, также можно сегментировать.
Чем уже сегмент, тем точнее подбираются по нему конкуренты. Все зависит только от размера ядра, популярности ниши в интернете, а также требуемой точности. Для первичных выводов обычно хватает кластеров первых двух уровней. На нашем примере первый уровень это «профнастил», второй уровень — «оцинкованный профнастил», «кровельный профнастил» или «профнастил для забора».
Заводим проект в «Топвизоре», указав ваш домен, регион продвижения и поисковую систему.
Импортируем список запросов необходимого сегмента.
Переходим в раздел «Снимки», добавляем запросы, по которым нужно собрать топ-20 в поисковой выдаче, в нашем случае это все запросы сегмента, и запускаем сбор. Сервис платный, но все эти анализы недорогие — около 7 копеек за запрос.
Выгружаем данные в таблицу, где мы сможем посчитать сколько раз какой сайт встречается в топе.
Далее нужно оставить только те сайты, которые соответствуют нашему. Для этого просто заходим на каждый сайт и определяем его тип. В этом примере мы оставим только интернет-магазины и сайты с каталогом товаров, отсеиваем услуговые сайты и агрегаторы.
Красным выделены сайты, которые нужно исключить из анализа (агрегаторы, информационные, сервисы поисковых систем, социальные сети)
Желтым выделены сайты без нормального каталога или предоставляющие услуги, связанные с профнастилом
В итоге у нас сформировался список наших прямых конкурентов в данном сегменте в нужном регионе, по которому мы можем проводить анализ. Если регионов несколько, то списки составляются по каждому из них, а потом объединяются, чтобы в анализе участвовали все конкуренты.
Такие списки нужно сделать по всем направлениям сайта.
Первый вывод о видимости вашего сайта можно сделать по тому, сколько раз в топе встречается ваш сайт, а сколько раз конкурентов. Далее можно переходить к детальному анализу. Даже если ваш сайт встречается в топе чаще конкурентов, дальнейший анализ проводить нужно, потому что практически всегда есть, что улучшить на сайте.
Помимо ручного отбора конкурентов по заданным параметрам есть множество сервисов, призванных облегчить как поиск, так и анализ. Точность таких сервисов разнится, но для первичного анализа и поиска источника идей они вполне годятся.
Среди интернет-маркетологов популярен сервис SEMrush.
После того, как сформирован список конкурентов, можно приступать к анализу.
Для каждой тематики есть некий отраслевой минимум обязательных элементов на сайте, чтобы быть в топе. У всех они разные, но есть и те, что в большинстве случаев присутствуют на всех сайтах.
Обычный коммерческий сайт можно подразделить на несколько составляющих:
главная страница;
основной контент: каталог товаров, услуг;
дополнительные страницы — необходимые страницы без товаров или услуг: о компании, контакты, лицензии и прочее;
вспомогательные страницы — страницы, содержащие необязательную информацию: статьи, полезные советы, галерея и прочее.
Также отдельно для анализа можно выделить шапку сайта, подвал и сквозные блоки, повторяющиеся на всех страницах (обычно, это меню).
Сам анализ проводится простым сравнением элементов сайтов конкурентов с элементами своего сайта. Заносите результаты в таблицу — так вам будет легче сравнивать.
сравните контент и его представление: текст, перечень товаров, инфографика и прочее;
из каких смысловых блоков состоит текст: преимущества, процесс взаимодействия, описание компании, достижения, документы, награды, призыв к действию и прочее;
определите ссылки на основные разделы и их расположение: меню, подвал или шапка сайта, в тексте и прочее;
отметьте функциональные элементы: калькуляторы, формы связи, заявки и прочее;
все, что не представлено на вашем и других сайтах.
в первую очередь обращаем внимание на структуру сайта и его наполнение. Сопоставьте ваши товары или услуги с аналогичными страницами конкурентов, обращая внимание на то, как они сгруппированы по страницам. В идеале на каждую услугу или товар должна быть своя страница, детально описывающая предложение и отвечающая на все потенциальные вопросы пользователя;
обращайте внимание по какому принципу сгруппированы товары или услуги;
детально проанализируйте карточки товара или страницы услуг и учитывайте все функциональные элементы: цены, кнопки заказа, описание, фото, условия и прочее;
Пример подробной карточки товара
также детально анализируйте страницы категорий, обращая внимание на сортировки, группировки, фильтры, образ представления товаров и услуг (список или таблица) и прочее.
определите все, что не представлено на вашем или, наоборот, на других сайтах.
составьте список всех дополнительных страниц;
обратите внимание на то, какая информация представлена на этих страницах и в каком виде;
выделите весь функционал на страницах: карты, формы связи, обратный звонок, чаты, инфографика и прочее.
как и в предыдущем пункте, нужно выписать в таблицу и отметить все дополнительные разделы и их оформление, количество таких страниц.
анализируйте все сквозные ссылки из меню, обращая внимание на то, как меняется меню на разных страницах;
в шапке и подвале обращайте внимание на контактные данные и всевозможные способы связи;
с помощью анализа меню, определите как сгруппированы товары или услуги и удобно ли это;
проанализируйте все коммерческие факторы на сайте по этому или этому списку.
В итоге, у вас получится большая сводная таблица, где можно выявить закономерность развития сайтов конкурентов и недостающие элементы на вашем сайте.
Мы подготовили шаблон таблицы, в котором привели базовые параметры — дополните таблицу под свой бизнес: внесите характерные для вашей тематики элементы, например, ипотечный калькулятор, добавьте дополнительные страницы, отметьте фильтры и прочее.
Не забудьте сравнить все элементы и на десктопной версии, и на мобильной.
Если у большинства конкурентов на сайте присутствует тот или иной элемент, а у вас нет, то это прямое руководство к действию. Но руководствуйтесь здравым смыслом, к примеру, если у всех конкурентов есть всплывающее окно на половину экрана, которое предлагает подписаться на рассылку или совершить иное действие, не стоит внедрять этот элемент и на свой сайт. Маловероятно такое предложение вызовет восторг у посетителя сайта, ведь оно отвлекает и заслоняет контент.
Ваша задача — шаг за шагом сделать сайт информативнее и удобнее, чтобы пользователь был доволен и не искал альтернатив.
Если в своем регионе вы один из лидеров и ваш сайт самый удобный, то можно по вашему ядру (исключая запросы с географическими названиями) найти конкурентов в наиболее развитых и сложных регионах: Москва, Санкт-Петербург, зарубежные сайты.
Этих советов должно хватить, чтобы поверхностно проанализировать конкурентов и определить точки развития вашего проекта. Если все уже реализовано, то дальнейшим продвижением должен заниматься профессионал, который заметит неочевидные вещи и сформулирует следующие шаги по развитию сайта.