Прежде чем выносить вердикт и что-то решать, я стараюсь разобраться в ситуации и понять разные точки зрения. При этом я сторонник такого подхода — обязательно выслушать мнения сотрудников, которые связаны с вопросом, а затем принять окончательное решение.
В некоторых вопросах я готов доверить принятие решений сотрудникам, а иногда пойти по пути, за который проголосует большинство. При этом серьезные и ответственные решения я принимаю сам и несу за них полную ответственность.
Когда ты управляешь бизнесом, то должен принимать решения очень быстро. Однако я стараюсь находить оптимальную скорость — не принимать решения мгновенно, но и не откладывать их на недели. В сложных вопросах я часто беру паузу на день, чтобы «покрутить» мысль в голове. В большинстве случаев это помогает принять верное решение.
Есть два фактора — «твой-не твой» и оценка профессиональных качеств.
Первый — на уровне ощущений. Я чувствую, что общение с человеком меня «пробуждает», что мне интересно общаться и мы на одной волне. Например, часто собеседования стоят ближе к концу дня, когда я стараюсь подряд пообщаться с несколькими людьми. Удивительно, что с одними людьми хочется заснуть — кажется, что силы на этот день уже закончились. Потом вдруг приходит другой человек, и ты внезапно оживаешь и вовлекаешься в диалог.
Поэтому к усталости неподходящие кандидаты отношения не имеют. Все решает простая вещь — скучно тебе с человеком или нет. Ты включаешься или выключен. Такой фильтр сложно, но можно делегировать другим сотрудникам — для этого они должны быть на одной волне с тобой, и их тоже должны «включать» те же люди, что и тебя.
Я стараюсь до таких ситуаций не доводить. На входе получается выбирать правильных людей. За все эти годы ни разу не возникало подобных ситуаций, чтобы приходилось с кем-то расставаться без раздумий.
Тем не менее, если представить, то думаю, что уволю сразу за воровство и существенное невыполнение своих обязательств.
Мне важно понятие ответственности. Ответственность — это одна из важнейших характеристик человека, от которой зависит успех по жизни. Если человек держит слово и делает то, что говорит, на него можно положиться — значит, с ним будут работать и доверять.
Для меня одно из проявлений ответственности — пунктуальность. Поэтому я внимательно отношусь к времени прихода на работу наших сотрудников. Если рабочий день начинается в 9 утра, значит, в это время сотрудник не вбегает на работу, а пришел за 10-15 минут, все подготовил, поговорил с коллегами, сделал кофе и настроился на рабочий день. Это мелочь, но она сильно характеризует человека.
Системы наказаний и штрафов у нас нет — я против такого подхода. Я смотрю, переживает ли человек, когда ему дают обратную связь или ему все равно. И от его реакции будут зависеть мои действия. Много лет назад у меня был один случай, когда из-за регулярных опозданий я расстался с сотрудником. В какой-то момент количество опозданий превысило лимит моего терпения, мы договорились — следующее опоздание будет стоить 500 рублей. На следующий день после разговора сотрудник снова опоздал, а придя в мой кабинет, кинул деньги и сказал, что увольняется.
В свое время мы «сожгли» несколько сотрудников. Они переходили из роли исполнителя или «второй скрипки» в роль руководителя отдела и не справлялись.
Сотрудник может быть отличным исполнителем, но это не значит, что он сможет стать руководителем. Руководитель — это «локомотив», и не каждый готов им стать. Мы прошли этот путь, когда сотрудник прекрасен в роли исполнителя, но на руководящей позиции выгорает быстро.
Другая ошибка — это долго терпеть непрофессиональных сотрудников, вместо того, чтобы расстаться. Нужно быстрее понимать людей и инициировать расставание, а не находить человеку оправдания — а вдруг он не знал, был загружен и так далее.
В сфере интернет-маркетинга преимущественно работают молодые люди. Среди интернет-агентств почти все собственники имеют небольшой управленческий опыт, поэтому все учатся на своих бизнесах. Они не успели побыть в роли наемных сотрудников и управленцев за пределами своего бизнеса.
Поэтому несколько первых лет собственники агентств не директора, а исполнители. Сами продают, ведут клиентов, потом постепенно делегируют, но продолжают продавать. Передача полномочий происходит эволюционно. В нашем случае это продолжалось 7-8 лет. Поэтому в этот период собственник больше не руководитель, а один из ключевых исполнителей. И так как это продолжается много лет, то затем сложно занять роль руководителя, а не исполнителя.
Меня восстанавливает 10-20 минутный отдых в тишине и по возможности в темноте. У нас в офисе есть для этого релаксационная темная комната — когда чувствую, что устал или перегрузился от количества вопросов и решений, то ухожу туда подзарядиться.
Так же делают наши сотрудники — мы работаем в сфере с большой информационной и эмоциональной нагрузкой, поэтому даже небольшой перерыв помогает прийти в себя и расставить приоритеты на оставшуюся часть дня.
На высоких скоростях трудно правильно расставить приоритеты, поэтому я замедляюсь, и мысли в голове успокаиваются.
Также я разбиваю день на три режима — «говорильный» для встреч, «читательный» и «писательный» для разбора почты и ответов. После встреч трудно перестроиться на режим чтения почты, поэтому я строю свой день блоками. C почтой работаю с 6 до 9 утра — никто не отвлекает, можно сосредоточиться. Встаю каждый день в 5 утра, в 6 я уже в офисе.
При этом я постоянно экспериментирую с режимом дня. Отсутствие одного и того же режима — это возможность не уставать и не застаиваться.